«Свободу Юрию Деточкину!»

  • «Запомни — на чужой счет пьют и трезвенники, и язвенники!»
  • «Дитям мороженое, а бабе — цветы. И — смотри не перепутай, Кутузов!»
  • «Не беспокойся, бить буду аккуратно — но сильно!»
  • «Тебя посодют — а ты не воруй!»
  • «Ты живешь на свете по доверенности. У тебя ничего своего нет, ты — голодранец!»

и наконец, знаменитое — «Ну, заяц, погоди!» — всё это он, незабвенный Анатолий Дмитриевич Папанов.

«Бриллиантовая рука» (режиссёр Л.Гайдай)

Он называл себя однолюб: всю жизнь — одна жена и один театр. Был любим публикой, много снимался в кино, играл в Московском Театре Сатиры. И все же и теперь, спустя 30 лет после его ухода, остается какое-то ощущение незавершенности его творческой судьбы. Будто бы он мог еще сказать нам с экрана и сцены что-то очень важное, но не успел.

В этом году Анатолию Дмитриевичу Папанову исполнилось бы 95 лет. Вспомним любимого артиста.

Фронтовой путь Анатолий Папанова

Родился Анатолий Папанов 31 октября 1922 года в городе Вязьма, у обычных родителей — отец и мать будущего знаменитого артиста были рабочими. В 30-е годы семья перебралась в Москву, здесь Толя начал заниматься в школьном драмкружке, что отбило его от дурного влияния улицы. После школы пошел работать литейщиком на завод, одновременно посещая театральную студию в заводском клубе. Но тут началась война, и Анатолий Папанов ушел на фронт.

Первые дни войны были для нашей армии тяжелыми и трагическими. Юные, необстрелянные призывники попали в ад. «Разве забыть, как после двух с половиной часов боя из сорока двух человек осталось тринадцать?» — вспоминал Папанов впоследствии. Об этом времени он сыграет через много-много лет одну из самых ярких и значительных своих ролей — генерала Серпилина в экранизации романа Симонова «Живые и мертвые».

«Живые и мертвые (в роли генерала Серпилина)

В начале 1942 года Анатолий Папанов был тяжело ранен, почти полгода лечился в госпитале и был комиссован по инвалидности — у него отняли два пальца на ноге. Он вернулся в Москву и уже твердо решил стать артистом, поступив в ГИТИС. Здесь он познакомился с сокурсницей Надеждой Каратаевой, которая тоже успела побывать на фронте — медсестрой в санитарном поезде. Они поженились через десять дней после окончания войны — 20 мая 1945 года.

Анатолий Папанов и его жена Надежда Каратаева

Папанов в театре и в кино

После института Анатолия Папанова пригласили на работу сразу на три московские сцены, но супругу распределили в русский драматический театр Клайпеды, и Папанов уехал вместе с женой в Прибалтику. Там они проработали один сезон, и уже в 1948 году снова возвратились в Москву — в Театр сатиры, где Папанов играл до самой своей смерти. «Я — однолюб: одна женщина, один театр», — говорил он о себе.

Вскоре он стал у себя в театре одним из самых ярких новичков. Про него заговорили. Тогда, наконец, обратили на него внимание и кинорежиссеры. Первым, предложившим Папанову интересную работу в кино, оказался Эльдар Рязанов. Он дал актеру в эксцентрической комедии «Человек ниоткуда» сразу две роли — современного пройдохи-ученого и вождя племени «снежных людей». Было это в 1961 году.

Однако в кинематографических кругах артист с неподражаемым чувством юмора был принят хорошо — в 60-е годы Анатолий Папанов снимается много, в самых разных ролях и жанрах. Это — психологическая драма «Наш дом», киноповесть об ученых «Иду на грозу», лирические комедии: «Приходите завтра» и «Дети Дон-Кихота», сатирическая комедия «Дайте жалобную книгу», культовые теперь картины: «Берегись автомобиля» и «Бриллиантовая рука». Особняком в этом ряду стоит фильм «Живые и мертвые», где Папанов убедительно показал, что он может играть не только бытовые и комедийные образы, но и героев трагедии.

К сожалению, роли высокой драмы и трагедии, практически, обошли актера стороной. Лишь к концу жизни Анатолий Папанов сыграл центральную роль в знаменитой остросюжетной драме «Холодное лето пятьдесят третьего». Зато огромную популярность артисту принесло озвучивание мультфильмов. Неповторимый говорок Папанова полюбился зрителям всех поколений в серии мультфильмов «Ну, погоди!».

В 1970 году на экраны вышла картина «Белорусский вокзал», где актер снова доказал, что может прекрасно играть драматические роли. Но публика и режиссеры ждали от него юмора, комедии, смеха. Не считаться с этим Папанов не мог. Впрочем, амплуа комика его не удручало. Он с одинаковым удовольствием и талантом играл в комедиях: «Пена», «Инкогнито из Петербурга», «Двенадцать стульев», и в драмах: «Плохой хороший человек», «В городе С.», «Инженер Графтио», «Время желаний».

«Двенадцать стульев» (с Андреем Мироновым)

«Был идеальным человеком»

Актёр гордился, что он из деревни, всегда говорил: «Я — простой русский деревенский мужик». Обожал природу. Я часто слышал от него: «Поеду на дачу. Если вдруг замена спектакля, ищите меня там». Ехал туда на велосипеде. Особенно ему нравилось бывать на даче осенью, когда все соседи уезжали в Москву. О том, какой удивительной скромности и достоинства человек был Анатолий Дмитриевич, вспоминал его коллега по театру Сатиры Мамед Агаев:

«Долгое время я вообще не знал, что у Анатолия Дмитриевича есть машина. Он никогда не подъезжал к служебному входу. Объяснил однажды: «У нас многие артистки ходят в заштопанных колготках, а тут я на «Волге»! Неприлично».

«Сегодня на Тверской улице в Москве есть престижная гостиница. Раньше там был магазин «Малыш». Я дружил с директрисой. Однажды мне позвонили: привезли детские шубки. Захожу в универмаг. Смотрю, Папанов стоит в очереди — знаете, какие они были раньше? По полторы тысячи человек! Я ничего ему не сказал, направился к директрисе: «Там у вас Папанов». Она бросилась к нему: «Анатолий Дмитриевич, идите со мной, шубку я вам отложила». — «Как вам не стыдно?!» И отстоял много часов, прежде чем купить внучке зимнюю одежду. Вечером Папанов пришёл играть спектакль. Я: «Ну что же вы?!» — «Прошу вас такие вещи больше никогда не делать. Люди занимали эту очередь ночью. Почему я должен покупать по блату?»

Папанов не умел выделяться. Если Ширвиндт приходит в театр, о! все это замечают. Появление Миронова было шумным, ярким. Вихрь! Мы всегда знали, когда Андрей в театре: в лифте, в коридорах стоял запах его одеколона. У него были самый дорогой парфюм в Москве. А Анатолий Дмитриевич втихаря «просачивался» в гримёрку… Он был огромного роста, но — незаметным».

Поговаривали, что в молодости Папанова чуть не сгубила водка. Как вспоминал Мамед Агаев, будучи директором Театра Сатиры:

«Насчёт того, что Анатолий Дмитриевич злоупотреблял алкоголем, сегодня говорят разное, его жена Надежда Юрьевна даже рассказывала, что однажды его забрали на 15 суток… Не знаю… Я был знаком с Папановым с 79-го года и НИ РАЗУ (!) не видел, чтобы он выпивал.

Он остался в моей памяти идеальным человеком. Не помню, чтобы Анатолий Дмитриевич сплетничал о ком-то, злословил… Многим казалось, что он неприступен. Но, если с ним разговориться, Папанов оказывался доверчивым, как ребёнок…»

Был прекрасным мужем и отцом

В жизни Анатолий Папанов был простым, добрым, честным человеком. Много раз его звали вступить в коммунистическую партию, обещая взамен награды и звания. Но он отказывался. С детства Папанов был верующим человеком, всю жизнь посещал храм. Очень близких друзей у него было немного, все свое время Анатолий Папанов отдавал семье и работе.

Вспоминали коллеги актера по театру: «Он никогда не показушничал, мы не слышали, чтобы Папанов сказал жене: «Я тебя люблю». Зато по тому, как спрашивал: «Наденька, ты уходишь домой? Или тебя подождать?», было понятно, что жить без Каратаевой не может…

Надежда Юрьевна им командовала. Застолье. Она: «Толя! Домой!» Всё, Толя тут же собрался! Мы могли попросить: «Надежда, пожалуйста, можно он ещё посидит?» — «Ну ладно. Полчаса разрешаю».

Анатолий Дмитриевич очень любил свою дочку Елену, гордился ею. Лена приходила к нему на репетиции, а потом они, обнявшись, шли домой… Папанов не хотел, чтобы она стала актрисой. Правда, разубедить её не удалось.

Елена Папанова, дочь анатолия Папанова — актриса

Холодный август 1987-го

Если не считать фронтового ранения, которое мучило Папанова всю жизнь, то на здоровье он не жаловался. Мог купаться в холодной осенней воде. Очень много работал. Летом 1987 года он начал сниматься, как оказалось, в своем последнем фильме. Это была одна из первых перестроечных лет о сталинских репрессиях, о нашем прошлом — «Холодное лето пятьдесят третьего». Театр в это время был на гастролях в Прибалтике. Отыграв свои роли на гастролях, Папанов вернулся в Москву.

В начале августа в квартире не было горячей воды. Разгоряченный актёр встал под ледяной душ, и сердце его не выдержало. Дома никого не было…

Похоронили Анатолия Дмитриевича Папанова на Новодевичьем кладбище.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.